"Рядовые волшебники"
Неофит - это в общем даже не ранг, это такой будущий колдун, который ничего не имеет, не умеет и никакая Кафедра его не выбрала.
Ученик (он же адепт). Учится на кафедре, но практически бесправен. Заклинаний знает мало, о секретах кафедры осведомлен слабо, если что случится - так вообще могут с кафедры погнать... куда он потом устроится - вопрос. Смотря с какой характеристикой выгонят.
Аспиранта уже просто так не выгонишь. Он уже и в кое-каких секретах кафедры шарит, и к тайным знаниям прикоснулся. Выгонять нельзя - еще спалит что-нибудь важное кому-нибудь из противников. Убить проще. Впрочем, это надо умудриться руководство кафедры довести до такого (удается это немногим).
"Младшие офицеры"
Колдун уже что-то серьезное умеет. Колдуну полагается волшебный жезл, личные аппартаменты на Кафедре, неограниченный доступ к библиотеке. А впереди у него - Практика. В зависимости от Кафедры, практика может проходить как на Хэлоре, так и на какой-то из "крышуемых" планет. Колдун с кафедры боевой магии будет защищать, с кафедры иллюзий - обманывать и втираться в доверие, с кафедры зеркал - подглядывать, с кафедры высоких энергий - выступать ходячей батарейкой, а с кафедры метапланарной магии - заниматься телепортами и доставкой грузов.
Маг - это колдун, закончивший практику. Маг уже имеет право на посох. Часто случается так, что маг настолько обрастает связями там, где он проходил практику, что получив посох, он с Хэлора уезжает и занимается своими делами, навещая периодически родную Кафедру. Ну и конечно он всегда верен Хэлору :) Теоретически маг имеет наибольшую свободу, наибольшую власть и наименьшую ответственность (перед кафедрой).
"Старшие офицеры"
Магистр - он примерно как аспирант. Амбиций уже дофига, уже есть посох, но бегаешь в обеспечении операций более опытных коллег. По уровню силы магистр еще не особо отличается от мага, его преимущество - полномочия, даваемые ему Кафедрой или Конклавом. Часто бывает даже так, что старый и опытный маг неизмеримо круче молодого магистра. И это нормально.
Старший магистр - уже фигура серьезная. У него в подчинении несколько магистров, он крутит свои интриги (интриги по умолчанию крутят все, но тут - уже серьезного уровня. Уже политика). Уже не просто "подай-принеси", а "обеспечь процветание королества", "замути квест, по которому 50 идиотов из королевств Аркании, Белозерья и Вилеции пойдут спасать дурочку, сидящую в башне и охраняемую прирученным драконом... а когда 50 идиотов кончается, королевство Гардарика завоюет три других - потому что грамотных военачальников повыведет мой дракон" ... в общем все то, чем занимается в AD&D волшебник уровня эдак 14+ (ну, должен может заниматься)
Архимаг входит в совет Кафедры и определяет политику. Он уже в квесты не ходит, ему квестов хватает в Конклаве. А если и ходит - то как Мастер Цитадели. Архимаг дядя (или тётя) серьезный, по уши в делах и в кабаке его не встретишь. Ну, по крайней мере, случайно не встретишь.
Ну а с Зулкирами все и так понятно. Глава Кафедры. Знает о профильном разделе магии всё. И девяносто девять сотых того, что он знает, он же еще и умеет… . А чего именно он не умеет - неведомо никому. Могущество зулкира огромно.
Примечания На крупных кафедрах: неофит, ученик, аспирант, колдун, маг, магистр, старший магистр, архимаг (он же мастер), зулкир. На маленьких кафедрах попроще: ученик, колдун, маг, магистр, архимаг, зулкир.
Ну и количество участников на всех иерархиях для разных кафедр различно. Например, на кафедре Высоких Энергий пять архимагов и около полутора дюжин старших магистров. А на кафедре Магии Зеркал архимаг есть (один), но не видели его уже лет пять.